суббота, 9 февраля 2013 г.

дакен кукушка разбор муз. формы

0.91 Mb.Название страница3/5Дата12.03.2012Размер0.91 Mb.Тип Смотрите также:     3     ^ Гори, гори ясно, чтобы не погасло! На завершающем первую четверть уроке рекомендуется начать изучение еще одного раздела Учебника 4 класса фольклорного «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Именно фольклор народная мудрость даст возможность обобщить и систематизировать разнообразные жизненно-музыкальные впечатления школьников. На развороте Учебника «Композитор имя ему народ» учащиеся смогут вспомнить уже известные и разучить новые песни, инструментальные наигрыши, написанные в разных жанрах. Это русские народные песни «Ты река ль, моя реченька», «Во поле береза стояла», «У зори-то, у зореньки»; украинская «Веснянка», белорусская «Реченька», узбекская «Аисты», грузинская «Солнце, в дом войди», японская «Вишня» и др. Все названные песни объединяет любовь к природе, к красоте родного края. В процессе их разучивания и исполнения необходимо выделять их особенности (характерные интонации, ритмы, ладовую окраску, манеру звучания, форму-композицию), сопоставлять их по «сходству и различию». Разучивание следует проводить чаще всего без сопровождения, так как этого требуют фольклорные традиции, подстраивая и «сочиняя» свои подголоски, «вторы». Выученные песни можно сопровождать звучанием простейших инструментов бубны, ложки, треугольник. Тот факт, что народные песни служили источником творчества профессиональных композиторов, можно подтвердить на примере восприятия таких произведений, как «Концерт 1» для фортепиано с оркестром (в 3-й части звучит мелодия украинской «Веснянки») П. Чайковского, хор «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г. Свиридова17, а также звучанием сочинений других русских композиторов М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, создавших мелодии в духе народных. Из текста разворота «Музыкальные инструменты России» учащиеся узнают сведения о том, как появились на свет многие народные инструменты, увидят изображения некоторых из них на репродукциях с картин В. Васнецова «Гусляры» и М. Нестерова «Лель» (пастушья свирель), на цветной фотографии (балалайка, домра, баян, трещотка). Предложите учащимся самостоятельно на слух определить тембры голосов русских народных инструментов в тех фрагментах, которые прозвучат в классе18. Важно после прослушивания подчеркнуть мысль о том, что многие исполнители, обрабатывая народные напевы, видоизменяя их, используют принцип варьирования главной мелодии, благодаря чему образуется традиционная для инструментального музирования форма вариаций. Возможно на уроке организовать исполнение четвероклассниками вариаций на мелодию знаменитых русских народных песен «Камаринская», «Калинка», «Светит месяц» и др., а, может быть, послушать или спеть современные трактовки народных песен (например, в исполнении ансамбля «Коляда») из домашних фонотек учащихся. Уместно на этом уроке вспомнить знакомые школьникам легенды, сказки, мифы, предания о народных музыкантах, а также сочинения профессиональных композиторов, которые «цитируют» народные мелодии. Рассматривая со школьниками картину М. Нестерова «Лель», следует подчеркнуть ее песенность, лирическую интонацию и попытаться внутренним слухом представить, музыку какого характера играет на ней пастушок Лель. Покоем и тишиной веет от плавных линий картины (берег, небо, линия леса), цветовых контрастов (небо, река, березы, золото осенней листвы), неспешной поступи Леля, задумчивости «неяркой русской природы». В заключение урока целесообразно вспомнить со школьниками те музыкальные сочинения (по желанию учащихся и по выбору учителя), которые составляют «золотой фонд» музыкального материала первой четверти. Рекомендуется таким образом организовать обобщение учебного материала, чтобы учащиеся продемонстрировали степень усвоения разделов программы в процессе восприятия музыки и разнообразных форм ее исполнения.^ Тематическое планирование уроков 3-й четверти (11 ч) УРОК 1 (17) В музыкальном театре В 3-й четверти продолжается «путе]шествие» учащихся в музыкальный театр. Главной задачей изучения раздела Учебника «В музыкальном театре» яв]ляется обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музы]кального развития, которые помогают школьникам понять смысл оперного действия. Разворот Учебника «Бал в замке польского короля» вводит четверокласс]ников в мир образов II действия оперы. В этом действии, так называемом «польском акте», звучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка. Можно напомнить учащимся, что полонез тор]жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Учитель может сыграть учащимся основные интонации поло]неза, в которых очевидно выделяется характерный пунктирный ритм, энергич]ные призывно-фанфарные интонации. После прослушивания полонеза можно подчеркнуть, что музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при]соединяются голоса поющих поляков. Нотные строчки на с. 94 учебника пред]ложены для вокализации основных тем полонеза, для сравнения контрастных частей танца-хора, написанного в трехчастной форме. Рекомендуется также обратить внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей. Можно предложить учащимся представить себя

Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы - страница 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий